/images/news/news_72_249.jpg
Отвечаем на популярные вопросы о маркировке для розницы
19 Февраля 2019

Тема маркировки была и остается сложной для продаж: законодательные основы шаткие, решение состоит из нескольких продуктов, а информация на рынке зачастую противоречивая. Здесь постараемся максимально полно ответить на ваши вопросы.

О сроках маркировки и ЭДО

Вопрос 1. ЦРПТ на мероприятиях и вебинарах говорит, что розница должна будет осуществлять вывод маркированного табака с 1 июля 2019 года, а приемку УПД через ЭДО — только с 1 июля 2020 года. Так ли это?

 

Ответ: упомянутые сроки фигурируют в проекте Постановления Правительства РФ, который еще не принят. ЦРПТ называет эти же сроки, но ЦРПТ не является регулятором. Поэтому мы с вами пока ориентируемся на действующее Распоряжение Правительства РФ № 792-Р от 28.04.2018. В нем указано, что с 1 марта 2019 года маркировка табака становится обязательной в части приема УПД и вывода табака из оборота через кассу. Говорим клиенту, что срок обязательного перехода на маркировку может сдвинуться на более позднее время. Для этого у нас до 31 марта 2019 года действует акция «Полгода в подарок при покупке Маркировки в Маркете».


Вопрос 2. Что необходимо сделать для выполнения требований к маркировке в 2019 году?

 

Ответ: мы опираемся на текущую редакцию не принятого Постановления Правительства, а также на техническую документацию о проведении пилота, поэтому указанный ниже список может измениться.

Что нужно для розничной продажи табака с 1 июля 2019 года:

  • 2D-сканер должен уметь сканировать двухмерные коды Data Matrix;
  • кассовое ПО должно распознавать табак: сразу по Data Matrix или по штрихкоду с обязательным вторым сканированием Data Matrix;
  • ККТ должна быть прошита под ФФД 1.05, который поддерживает маркировку товаров;
  • ОФД должен уметь передавать полученные с ККТ данные о кодах Data Matrix в ИС Маркировка. Параллельно ОФД отправляет фискальные данные в ФНС, в том числе о продаже табака.

Вопрос 3. До 1 июля 2020 года можно продавать табак старого образца (без Data Matrix) без передачи данных в ИС Маркировка через ОФД?

 

Ответ: в текущей редакции Постановления Правительства продажа немаркированного табака разрешена до 1 июля 2020 года, однако производители должны прекратить выпуск немаркированного табака с 1 марта 2019 года. Таким образом, на распродажу остатков рознице дается 15 месяцев.

Теоретически клиент может отсрочить переоборудование торговой точки за счет этой лазейки. На практике складской запас на год для розницы не выгоден. А как только появляется маркированный табак, его продажу после 1 июля 2019 года нужно осуществить по новым правилам, то есть иметь соответствующий сканер, ОФД и кассовое ПО.


Вопрос 4. Есть сегмент рынка, освобожденный от передачи фискальных данных в ИФНС через ОФД. В основном они используют автономные кассы со встроенным ПО (ОРИОН, АТОЛ 91Ф, Меркурий, ЭКР-21 и т.д.). В вебинаре «Честного знака» была информация про API (это сразу невозможно т.к. нет нужной программы у ККТ) и ЛК «Честный знак», где они могут принять накладные от поставщика и зафиксировать данные о продаже табака. Верная ли это информация? Если такой вариант есть, может ли его использовать вся розница, если нет, то почему?

 

Ответ: схему должен описать в регламентирующих документах регулятор, то есть Правительство РФ. Маловероятно, что сценарий, описанный в вопросе, станет законным для всей розницы.

В действующем Распоряжении Правительства РФ № 792-Р от 28.04.2018 обязанности организаций и ИП, освобожденных от применения ОФД, не прописаны. В проекте Постановления Правительства говорится, что освобожденные от ОФД предприятия должны самостоятельно направлять данные о проданных пачках оператору маркировки.


Вопрос 5. Зачем покупать модуль «Маркировка» в Маркете, если обязанность по электронным УПД наступает в 2020 году?

 

Ответ: модификатор «Маркировка» в Маркете включает в себя не только получение табачных накладных, но и корректную продажу на кассе, то есть вывод табака из оборота. Пользователю модификатора будут полезны такие возможности:

  • распознавание на кассе кода Data Matrix;
  • автоматическое определение типа товара «Табак»: если цена товара не указана, касса сама поставит в чек МРЦ, зашифрованную в коде Data Matrix;
  • команда ОФД передавать Data Matrix в ИС Маркировка. При этом ОФД должен поддерживать передачу данных в систему мониторинга, а значит, в Контур.ОФД тоже нужно купить модификатор «Маркировка».

Вопрос 6. Без покупки модификатора «Маркировка» продавать табак через программу Контур.Маркет Касса невозможно?

 

Ответ: продавать табак по старым правилам получится, но выполнить требования к маркированному табаку — нет.


Вопрос 7. Какие кассы в ассортименте Контура подходят для маркированных товаров? Что делать клиенту, если его касса не поддерживает работу с табаком?

 

Ответ: все кассы на Windows в ассортименте Контура (т.е. фискальные принтеры Атол в комплекте с POS-терминалом), на которых установлена кассовая программа Контур.Маркета, поддерживают работу с маркировкой табака.

Кассы на Android (MSPOS-К, Атол Sigma) начнут поддерживать маркировку позже, но точно до 1 июля 2019.

У Атол 91Ф продажу табака сможем поддержать, как только выйдет прошивка (тег 1162) от Атола. Пока на сайте производителя нет информации, что для модели Атол 91Ф прошивка есть.

Точную информацию о совместимом оборудовании, на котором не стоит наша Контур.Маркет Касса (Штрихи, Дримкасы), нужно запрашивать у производителя.

Если касса или кассовое ПО не поддержат работу с табаком до 1 июля 2019 года, то по закону кассу придется заменить.


Вопрос 8. Как проверить, что все готово для работы с маркировкой?

 

Ответ: для работы с маркировкой нужно оборудование и софт:

  • КЭП: подходит любая аккредитованного УЦ, проверить можно на тестовой странице;
  • ОФД: нужно уточнить в техподдержке ОФД;
  • Касса и кассовое ПО: нужно уточнить у производителя;
  • 2D-сканер: можно проверить на тестовой странице.  

Вопрос 9. Как зарегистрироваться в системе «Честный знак»?

 

Ответ: в системе можно зарегистрироваться в качестве участника эксперимента по маркировке. Понадобится КЭП для сдачи любой отчетности. Форма регистрации.


Вопрос 10. Планируется ли включить «Маркировку» для других товаров, которые были утверждены законодательно? В частности, будет ли у нас решение для маркировки обуви?

 

Ответ: сроки обязательной маркировки обуви, одежды и других групп товаров не определены законодательно. Есть понимание, что техническая база для контроля за всеми маркированными товарами будет общая: понадобится ЭДО для подтверждения поставок и ОФД для фиксации вывода из оборота.

Сейчас модификатор «Маркировка» в Контур.ОФД поддерживает работу с маркированным табаком. В Маркете запланирована разработка маркировки обуви и одежды. Остальные категории под вопросом. Решение будет приниматься после выхода нормативной документаци

 

Будь в курсе - подпишись!

Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных